Комплекс эффективных упражнений для развития детей дошкольного возраста

Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то сегодня специалисты говорят о необходимости таких занятий всем детям. Нейробика (нейрогимнастика) развивает множество важных навыков: память, внимание, речь. Она снижает утомляемость ребенка, а его способность контролировать себя, напротив, становится выше.

Заниматься нейрогимнастикой можно с четырех-пяти лет, но такая зарядка будет полезна и для взрослого человека, особенно после инсульта, травмы головы или как профилактическое средство против ухудшения памяти, внимания и когнитивных процессов и других негативных возрастных изменений.

ПЛЮСЫ НЕЙРОГИМНАСТИКИ

Регулярные занятия нейробикой позволяют:

  • укрепить состояние нервной системы;
  • улучшить запоминания новой информации;
  • развить в полной мере когнитивные способности;
  • синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Кроме того, они улучшают настроение, избавляют от переживаний, тревог, страхов. Занимающийся учится лучше управлять своими эмоциями: контролирует приступы агрессии, борется с раздражительностью.

ПОПУЛЯРНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения на развитие мозга нужно выполнять ежедневно в течение 10-15 минут, лучше утром – чтобы быть когнитивно активным в течение всего последующего дня. Есть несколько популярных нейрогимнастических упражнений.

«Глоток воды» – с этого упражнения нужно начинать каждое занятие. Это даже не упражнение – вы просто выпиваете стакан чистой воды комнатной температуры перед началом тренировки. Пить воду нужно также при усталости, невозможности сосредоточиться, перед важной контрольной.

«Гомолатеральные и перекрестные шаги» – в первом случае нужно медленно шагать на месте, высоко поднимая колено и приближая к нему локоть той же руки (правый – к правому колену, левый – к левому). Это упражнение активирует зоны мозга, которые ответственны за счет и логическое мышление. При перекрестных шагах к колену нужно тянуть противоположный локоть.

«Нарисуй знак бесконечности», или «Ленивая (лежащая) восьмерка» – в этом упражнении нужно медленно нарисовать в воздухе большим пальцем (рука согнута в локте, поднята на уровень глаз) знак бесконечности (лежащую горизонтально восьмерку). Взглядом при этом нужно следить за пальцем, а голова должна оставаться неподвижной. Более сложный вариант упражнения – рисовать фигуру сразу двумя большими пальцами (руки при этом сомкнуты в замок).

«Дышим животом», или «Диафрагменное дыхание» – для этого упражнения нужно выдохнуть короткими маленькими движениями весь воздух из легких. После этого делаем глубокий медленный вдох. Повторяем выдох, прогибая спину, и снова вдыхаем – в этот раз воздух проникнет в легкие максимально глубоко. Несмотря на сложность описания, упражнение дается детям очень легко. Оно насыщает полушария мозга кислородом, а еще улучшает аппетит и в целом происходит активизация работы системы пищеварения.

«Веселая обезьянка» – левой рукой нужно взяться за кончик носа, правая рука лежит на левом ухе. Отпускаем руки, хлопаем в ладоши и хватаемся левой рукой за правое ухо, а правой – за нос. Выполнять упражнение нужно как можно быстрее.

«Крабик» – еще одно веселое упражнение. Нужно ходить вперед-назад, а затем в стороны на четвереньках, но только опираться на пол нужно не руками и коленями, а руками и ступнями.

«Сова» – при этом упражнении левой рукой нужно крепко взяться за правое плечо. После этого следует повернуть голову, чтобы посмотреть через плечо назад, сначала через правое, затем через левое. Затем повторяют движения, взявшись правой рукой за левое плечо.

Психологическая поддержка ребенка.

Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где спокойно и комфортно, где можно отдохнуть и расслабиться. Такое место — семья, дом. Как сделать, чтобы в доме так было всегда? 

Разговаривайте с ребенком, придерживаясь следующих правил.
• Перестаньте негативно оценивать ребенка: «Как ты ходишь? Что за неряха?!». Помогите ребенку думать о себе хорошо:

«Умница, красавица, вежливая, добрая...», «Какой сообразительный!».
• Не лишайте ребенка надежды: «Из тебя не получится ничего хорошего». Станьте оптимистичными в отношении ребенка:

«Ты достигнешь многого в жизни. Я верю в тебя, в твои способности».
Авторитарный, командный тон лишает ребенка желания что-либо делать:

«Убери! Быстро! Кому сказал! Ну-ка!...». Разрешите ребенку где-то покапризничать, разрешите работать вместе с вами.
• Говорите уверенным тоном, но также ласково, доброже
лательно: «Помоги мне. Я без тебя не справлюсь. Ты моя опора и помощник!».

Не стоит говорить: «Если будешь слушаться, то куплю... Дам конфету». Дарите ребенку свою любовь искренне и «даром»:
«Какой ты у меня сообразительный, вот как хорошо можешь делать!».
• Не диктуйте ребенку, как себя чувствовать: «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось. Что ты злишься? Было бы из-за чего?!». Просто скажите: « Мы не понимаем тебя».

• Не угрожайте ребенку наказанием, но дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
•Не сравнивайте своего ребенка с другими: « Ну что за друзья у тебя, такие,

Как и ты! Неужели не можешь быть таким, как другие дети?...»

Говорите ребенку, что он имеет право быть другим, непохожим: «Как у тебя это замечательно получается. Эту вещь ты оригинально сделал!».
• Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка.
Говорите о том, что он замечательно поет, что он прекрасный друг, отлично заботится о своей собаке. Ваша похвала должна быть как можно более конкретной, чтобы ребенок знал: вы хвалите его не для отвода глаз, а потому что его поступки достойны похвалы.

• Расскажите о собственных детских проигрышах и разочарованиях, пусть ребенок знает, что неприятности бывают у всех. Главное — с честью и достоинством из них выходить.

• Каждый вечер перед сном говорите своему ребенку:
«Я тебя люблю, ты у меня единственный и самый-самый!». Говорите это независимо от того, как вел себя ребенок днем, какие неприятности вам доставил.
• Хвалите ребенка не за победу в соревнованиях, а за то,
что он старается, умеет собраться в ответственный момент. Отмечайте не только результат, но и сам процесс. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.  В своей книге «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер пишет, как реагировать на успехи или правильное поведение ребенка: лучше просто выразить ему свои чувства, вместо «Какой ты у меня молодец!» лучше сказать «Я очень рада за тебя!»; вместо «Ты выступил лучше всех!» — «Мне очень понравилось!».

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми.

         Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, возможно придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрений того, что он делает.

         Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. В такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «Хотя и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудачи может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

         Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

          Поддержать можно посредством всевозможных приемов и форм:

  - отдельных слов (красиво, здорово, аккуратно, прекрасно, вперед, продолжай);

  - высказываний (я горжусь тобой; мне нравится как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо);

  - прикосновений (к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять его);

  - совместных действий (сидеть, стоять, играть с ним; слушать его, есть вместе с ним);

  - выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

         Сколько времени в течение дня у родителей приходится на воспитание? Лучше всего понаблюдать один день жизни ребенка в семье. Начать его нужно с пробуждения. Во многих семьях оно проходит по будильнику.

   Рекомендация: исключить будильник из каждодневного пользования им, так как каждый звонок будильника – это значительный стресс для организма. Пусть организм привыкает сам просыпаться в одно и то же время. Однако это возможно лишь в том случая, если человек выспался. То есть, чтобы утром легко проснуться по биологическим часам, нужно вечером вовремя лечь спать. «Вовремя» для каждого сугубо   индивидуально. Каждому человеку для ночного отдыха нужна своя продолжительность сна.

         Кто первым в семье встает? На этот вопрос дети, как правило, отвечают: «Мама, иногда бабушка».

         Для обеспечения жизнедеятельности семьи должны поочередно вставать то мама, то папа. Такая семейная традиция наглядно позволит детям наблюдать и убеждаться, что папа любит и бережет маму. Он вместе с ней выполняет тяжелый труд по обслуживанию семьи, по обеспечению быта. Кроме того, подключение к бытовому труду папы обязывает детей тоже принимать в нем посильное участие.  Если для этого не хватает времени утром, то необходимо подключаться к нему хотя бы вечером.

         Все, что идет через «заставлять», вызывает у детей усиленно сопротивление,  а подчас вызывает негативное отношение на всю  жизнь. «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, став взрослыми, строят свою семью по подобию родительской.

         Наступает время будить. Очень желательно, чтобы родители вспомнили  все ласковые слова: «Солнышко, деточка, Игорек, Ксюшенька…»

         От того как родители разбудят ребенка и с каким настроением он  проснется, зависит его психологический настрой на весь день.

         Родителям очень важно проследить, как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в детский сад и на работу. Нередко  уходя из дому молча, и в том, что кто-то ушел, можно догадаться только по хлопнувшей двери. Желательно ввести в традицию каждой семьи при расставании подходить и произносить слова прощания: «До свидания, всего доброго, я ухожу, счастливо оставаться, я сегодня задержусь», «Желаю всем, чтобы день сложился удачно, чтобы всем сегодня повезло» и т. д.

         Все время утреннего общения – это время семейного воспитания: полчаса, час, а иногда и полтора.

         Родителям нужно научиться встречать детей после детского сада  или после своей работы. Встретив детей, лучше всего задавать вопросы более нейтральные: как прошел день? Чем занимался в детском саду?  Что узнал нового? Эти вопросы позволяют детям самим определять, о чем рассказать, не прибегая к уловкам и даже лжи.

         В вечерние часы полезно приобщать детей к бытовому домашнему труду.

    Очень важно вечером уложить ребенка спать с таким расчетом, чтобы утром он проснулся сам, выспавшимся и бодрым. Время для ночного отдыха каждому ребенку сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и проснулся сам или легко проснулся, когда его будят родители.

         Но именно это условие оказывается очень трудным для выполнения самими родителями.

         Итак, как отключить телевизор и создать в квартире условия для отдыха? Это подчас оказывается выше родительских сил. И возникает вопрос: умеете ли вы любить своих детей? Так кого же вы любите – ребенка или себя? Ведь любить детей – это оберегать их от болезней, от стрессов, создавать благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности.

     Родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия. Здесь важны мотивы отсутствие родителей.

         Семейное воспитание – это не морали и нотации родителей, а весь образ жизни и образ их мыслей, это постоянное общение с детьми при соблюдении условий общечеловеческой морали, правил поведения, общения. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

         На примере одного прожитого дня можно убедиться, что расширяется эмоциональная сфера ребенка, создается его устойчивое психическое состояние. 

Скоро в школу

 Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому рано еще в 8 лет.

То, что ребенок физически уже, так сказать, «созрел», видно снаружи: достает рукой через середину головы противоположное ухо, появились постоянные зубы. Но это еще не все.

Часто считают, что, если научить дошкольника читать, считать, выполнять сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира - он хорошо будет учиться, хотя ему будет всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители на учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев, а значит, он не сможет нормально писать, у него еще не до конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, и ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает.

Почему дети не всегда оправдывают надежды родителей на хорошие успехи в учебе?

Попробуем проанализировать, например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает сверстников своей подготовленностью. Со временем такого всезнайку начинают перегонять менее подготовленные одноклассники, и это ущемляет его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверное, рано все же нам было идти в школу».

Внимание! Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи - то есть, совершает определенные мыслительные операции.

Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте летающих». Ребенок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, он воспринял только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию выделит для себя здесь четыре подзадачи:

1) рассмотреть рисунок;

2) найти живых существ;

3) выбрать летающих;

4) раскрасить их.

После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного.

Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Довольно часто малышам не хватает именно умения сконцентрироваться на задании хотя бы на 3 - 5 минут.

Первоклассник должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве. Ведь если у него не сформированы такие понятия как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», могут возникнуть проблемы при работе с тетрадью. Ребенок не сможет правильно выполнять задания, быстро реагировать на команды учителя, такие как: «Три клеточки вправо, две - вверх» и другие.

Хорошо учиться поможет развитая память, которую можно и нужно тренировать, разучивая стихи, предлагая ребенку запоминать в каком порядке размещены предметы или рисунки и т.д.

Важное значение имеет и развитая речь: ребенок должен уметь пересказывать текст, задавать вопросы, составлять предложения или небольшие рассказы.

Еще один важный момент: приучаете ли Вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза?

Неумение или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в садик, а оттуда - в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть, ничего не успевают, потому что все время отвлекаются. Позже, опаздывают на уроки, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. А потому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников.

Еще один очень важный фактор - культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, умеет вести себя в коллективе, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Это очень важно, не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.

Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и этого же ждут от воспитателей, а затем - от учителя. Нам следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечишь, нужно научить ребенка самостоятельно ловить рыбу.

Существенны такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, должным образом держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимание. Вот и привыкает ребенок сидеть боком, поджав под себя ногу, зажав в скрюченных пальцах ручку, так же пытается пристроиться и за партой. Это портит его осанку, зрение, а значит, вредит здоровью, мешает правильно писать.

Переучить малыша не всегда удается. Кстати, не стоит дома учить детей писать, потому что родители, в конце концов, и сами очень часто не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а как известно, легче научить, чем переучить.

Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то определенные знания, сколько сформированную готовность и умение учиться, воспринимать новое. Понаблюдайте, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли сосредотачиваться, быстро ли и прочно запоминают материал, хорошо ли развита у них речь, разнообразные ли интересы и насколько настойчиво они их реализуют, склонны ли они к творческому труду. Стимулируйте эти проявления и помогайте им развиваться.

Как нужно готовить ребенка к поступлению в школу:

- Подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность протекала без осложнений.

- Вы должны знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка, и ставьте требования и задачи соответственно возрасту.

- Ни в коем случае не критикуйте ребенка, не занижайте его самооценку.

- Создайте благоприятный климат в семье. Дайте ребенку возможность почувствовать, что вы любите его более чем обычно.

- Заранее поинтересуйтесь о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивайте.

- Следите за умственным развитием ребенка. Создайте условия, чтобы интеллект развивался без задержки.

- Читайте ребенку сказки и стихи. Учите песни, слушайте вместе музыку. - Смотрите мультфильмы, детские фильмы.

- Хвалите за первые рисунки, водите в музеи, театры, цирк, зоопарк.

- Приобретайте игрушки, необходимые для возраста ребенка.

- Любыми способами поощряйте к общению со сверстниками. Воспитывайте мир чувств, учите управлять эмоциями. Старайтесь уменьшить тревожность.

- Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

- Интересуйтесь насколько ребенок готов к школьному обучению.

Как не надо вести себя родителям, когда ребенок готовится к школе:

- Не пускать на самотек подготовку ребенка к обучению в школе.

- Не принимать меры в отношении выявленной заранее незрелости, несформированности каких-либо способностей.

- Пытаться записать его в класс с углубленным изучением математики или английского языка, прекрасно понимая, что он в нем не справится с нагрузкой.

- Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности.

- Показывать, что он неспособный как в семье, так и в школе.

- Не интересоваться развитием, способностями своего ребенка, и быть равнодушными к его будущему.

Школа: ответы и вопросы

1.Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»?

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней.

Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание детей, чувства, создаст положительную установку на учёбу в школе.

2. Насколько важна физическая готовность ребёнка к обучению в школе?

Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребёнка ловкость, координацию, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточного развития мышц у ребёнка возникают описки, пропуски букв.

3. Почему ребёнку трудно управлять своим поведением?

Ребёнку 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него ещё недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка: внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи, Для развития у дошкольников воли необходимо помочь им устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

4. В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в детском саду и в школе?

При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых отношений в школе.

5. Как воспитывать у дошкольника «чувство долга»?

Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга», главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен…сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, вашу любовь и понимание.

6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?

Ребёнок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. Родители должны твёрдо придерживаться принятого решения. Нужно помнить и то, что ребёнок воспринимает фильм не как взрослый, поэтому лучше смотреть телевизионную передачу вместе и обсуждать с ребёнком впечатления от увиденного.

7. Почему не все дети одинаково овладевают чтение и письмом?

Главная причина – у ребёнка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно используя интересные игры, модели слова – тогда ребёнок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображённом. Развивая речь ребёнка. Важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

  Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

            Психологической готовностью к школьному обу­чению понимается уровень психического развития ребенка, необходи­мый и достаточный для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников.

       Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

           Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.       

           Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

            К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

  1. - психомоторную (функциональную);
  2. - интеллектуальную;
  3. - эмоционально-волевую;
  4. - мотивационную;
  5. - личностную;
  6. - социально-психологическую готовность.

Под психомоторной (функциональной) готовностью  понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций  создает основу для овладения действиями письма.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1. Запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2. Представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.

4. уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее  существенные свойства и отношения между предметами действительности.

           Это служит основой для формирования логического мышления и усвоения      

          учебных знаний в школе.

         д) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

– умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

– умение ориентироваться на заданную систему требований.

– умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

– умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

- формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний.

- позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность – является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

 Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям; возникновение моральных качеств, чувства долга.

     Начало формирования самосознания и самооценки. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке.

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.