«Логопедические игры в песочной стране»

Каждый раз, когда наступает лето, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство, с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей!
        Первое, что запоминается из подаренных игрушек - это кукла, ведерко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие «вкусности»! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
         Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
        Работать с песочницей одно удовольствие, тем более что возможностей для этого достаточно много. Можно сначала строить сказочные города, придумывать, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. В песочнице в таких играх можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
         Затем включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются следующие игры:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

         Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!
         Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

          Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребенку завязывают глаза.
        Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети, играя с песком, успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными буквами сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

         При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
         Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами — трехсложные.
         Нравится детям игра «Мой город». Можно давать задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
           Песочная терапия дает положительные результаты:
- у детей дошкольного возраста значительно возрастает интерес к домашним занятиям;
-дети чувствуют себя более успешными;
- в таких играх нет места монотонности и скуке. 

Такие игры можно проводить и дома, и в песочнице. Ведь песочница есть почти в каждом дворе, поиграйте и вы со своими детьми. 

Развитие речи: как разговорить молчуна?

Если малыш не торопится порадовать родителей первыми словами, паниковать не стоит. Всему свое время, но при условии, что для правильного развития речи делается все возможное. Чаще всего за малышом ходят толпы родственников, упрашивая повторить то или иное слово. Но кроме способа, которым Шарик обучил галчонка Хватайку знаменитому «ктотаму», есть еще другие виды стимуляции речевой активности.  

Речевая среда

Для того чтобы ребенок начал говорить, в первую очередь ему нужны собеседники и связь между словами и окружающими его предметами. Конечно, если ребенок хотя бы изредка будет устанавливать такую связь, когда его моют, собирают на прогулку, рано или поздно он начнет повторять какие-то слова. Но для того, чтобы этот радостный момент наступил своевременно лучше всего с рождения малыша  проговаривать все свои действия и называть окружающие его предметы, переспрашивая ребенка, улыбаясь и дожидаясь реакции малыша, гуления и мимического контакта. Запрет логопедов на неразборчивую кашу из умилительного сюсюканья вполне оправдан, но не стоит путать с ним «бэби-токинг» − особо интонированную эмоционально окрашенную речь взрослого, которую легче воспринимает кроха. Также многие специалисты по развитию речи советуют активно использовать звукоподражательные слова, не стоит этого стесняться, ведь все эти классические «бип-бип» и «топ-топ»  легче повторить. 

Потешки и частушки

Неслучайно народные потешки и игры для самых маленьких содержат четкую ритмическую структуру и повторяющиеся короткие слоги.  Они напоминают первые облегченные слова годовалых детей и легче воспроизводятся и улавливаются благодаря сочетанию с тактильным контактом и узнаваемым ритмом. Можно использовать как опыт нянюшек и мамушек, так и самостоятельно придумывать игры, когда нужно повторять короткие цепочки слогов: «ду-ду-ду», «бам-бам», «тили-ли». Например, для развития речи можно устроить игру-инсценировку потешки «Пастушок»:

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
по очереди изображая то рожок пастушка, то коровок. Пусть сначала малыш будет просто смеяться и слушать, но вскоре ему захочется ответить за коровок. Можно использовать фигурки пастушка и коров, разыграть потешку как сценку.

Поиграем, поболтаем

Недостаточно простого взаимодействия с предметами для того, что ребенок начал их вербально обозначать. Ему нужен «гид»− взрослый, который в игровой форме будет исподволь закреплять связь между той или иной вещью и словом. Можно поиграть в «Волшебный мешочек», учась повторять звукоподражательные слова. В маленьком мешочке прячутся разные звери. Доставая каждую игрушку, нужно погладить ее, и выразительно спросить: «Кто это?» Затем назвать животное, погладить и издать звук, поздороваться с малышом. Предложить помяукать как котик или помочь поздороваться  лягушонку. А с ребенком, уже сделавшим первые успехи, можно поиграть в сказку «Как пароходик разучился гудеть», заменив пароходик машинкой, паровозиком. По очереди «забывчивый» персонаж встречает разных зверей, а ребенок вместе с мамой напоминает в конце, как надо гудеть или сигналить.

Развитие слуха

Правильная и бойкая речь невозможна без хорошо развитого слуха и чувства ритма. Хорошо тренирует слух, например, различные варианты игры в «угадайку», в один из коробков прячется горошина, и малыш должен угадать, где она лежит по звуку. Затем задачу можно усложнить, поместив в одну баночку от витаминов скрепки, в другую соль, в третью стеклянные шарики. Также можно поиграть в «Большое Ухо». На прогулке закрыть глаза и называть, а затем пытаться изобразить, все, что услышишь вокруг.

Диалог

Для того, чтобы возникла потребность что-либо сообщить миру, нужно, чтобы возникали ситуации, когда использовать уместно только слова. Конечно сознательно «глохнуть» и изображать иностранца не стоит - малыш может попросту испугаться, но нужно обратить внимание, не слишком ли большую часть коммуникации взяли на себя мимика и жесты. Нужно постоянно приглашать ребенка к диалогу, подчеркивая его успехи: «Как ты красиво сказал, хорошо попросил, так я сразу поняла, что тебе нужно». Можно поиграть в дрессировку игрушечного щенка, отдавая ему команды или в отправку автобуса, который едет только, если ему сказать «Поехали!». Для деток старше полутора лет интересно будет записать себя на аудионоситель или специальную игрушку, которая записывает все, что малыш говорит, а потом воспроизводит.

Пальчики помогут заговорить

Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с крупой или бусинами тренируют пальчики, а значит речевые центры, то есть способствуют развитию речи. Очень хорошо помогают совершенствовать речь пальчиковые игры. Повторение ритмичных движений в сочетании с простым текстом поможет ребенку научиться повторять слова и получать от этого удовольствие. Причем начать можно с совсем простых игр, прятать «делать дождик» всеми пальчиками по маминой ладошке, приговаривая «кап-кап-кап» или «сыпать» зернышки курочке.

Тренируем язычок

Можно устроить зарядку для губ и язычка. Пусть он выйдет погулять, посмотрит направо, налево, облизнет губы.  А ротик может улыбаться, опускать уголки вниз, широко открываться. Акцент на этих важных органах речи поможет избежать трудностей с артикуляцией.

И шнуруем, и говорим

Хорошо использовать также развивающие игрушки, сочетающие в себе и тренажер для развития мелкой моторики, и фигурки для развития речи. Так Шнуровка «Ферма» 4 в 1 от производителя игрушек "Вундеркинд» не только поможет научиться продевать шнурочки в отверстия, но и даст возможность «озвучить» обитателей фермы. Покажите малышу овечку, объяснив: «Овечка кричит «беее», просит нас помочь ей вернуться домой. Давай ее позовем, успокоим». Фигурками можно играть и по отдельности.

Этапы автоматизации звуков.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Автоматизация необходима для того, что бы ребенок пользовался поставленным звуком в речи.

Автоматизация поставленного звука проводиться в определенной последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

Данная последовательность построена по принципу от простого к сложному, поэтому ее необходимо соблюдать. Только если ребенок четко и уверенно произносит звук изолированно (отдельно от других звуков) стоит переходить к автоматизации звука в слогах. А каждое домашнее занятие, на первых порах, необходимо начинать с короткого повторения предыдущих этапов. Например: для изолированного произношения звука можно использовать лабиринт. Инструкция ребенку: выбери дорожку, по которой котик от дома может добраться до забора, проведи пальчиком по дорожке, пока пальчик бежит по дорожке кошечка шипит, шипи вместе с ней.

Для автоматизации звука в слогах можно использовать опорную схему:

Инструкция ребенку: кошечка с колобком играют в догонялки. Колобок поет песенку ААА. Пока пальчик бежит по стрелочки кошечка шипит, как только пальчик добегает до колобка, добавь звук А.

Так прорабатываются гласные (О, У, Ы, Э). Затем отрабатываем звук в обратных слогах.

При отработке звука в слогах со стечением согласных можно использовать игру «Эхо». Инструкция ребенку: поиграем в эхо, я буду говорить, а ты будешь повторять.

ШКА –ШКА – ШКА

ШКО – ШКО – ШКО

ШНЫ – ШНЫ – ШНЫ и т.д.

На этапе автоматизации звука в словах, так же существует усложнение. Сначала автоматизируемый звук должен находиться вначале слова. Чтобы ребенку было интересно заниматься, рекомендуется использовать наглядность (картинки). Когда ребенок произносит слова уверенно можно называние слов сопроводить перебрасыванием мяча, нанизыванием колец на пирамидку и т.д.

Сделав домашние занятия интересными и регулярными, вы сократите время автоматизации звука, усилите эмоциональную связь с ребенком и переживете вместе с ним ситуацию успеха. 

15 советов родителям по развитию речи ребенка

♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в

мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Желаю удачи!

Что такое заикание и как оно проявляется
        Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств, известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.
        Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
        Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания разнообразны.
        Одним из таких факторов является испуг который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне.
        Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может возникнуть в результате травмы головы и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедность словарного запаса и нарушением грамматического строя.
        Заикание может возникнуть при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители разучивают с ребёнком различные рассказы, сказки, стихи, которые для него имеют возрастную сложность.
        Причиной заикания может стать подражание и длительное стрессовое состояние.
        Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет.
        Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. При этом нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.
        По степени проявления заикание может быть лёгким (слабым), средним и тяжёлым (сильным).
        Лёгкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжёлой степени, в результате сильных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
        При заикании трудно произносятся согласные, причём больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.
        Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и .д.
       Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати.
        Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого боятся или уважают, после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.
        Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжёлые и всегда новые психические травмы.
        В результате возникает стойкий патологический речевой рефлекс.
Поведение родителей с заикающимся ребёнком
        При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.
        Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребёнку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны родителей и близких.
        Родители должны строго соблюдать режим дня для своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2-3 часа. Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр взрослых телепередач.
        Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Это сказывается на работе центральной нервной системы. Не нужно заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой, изучением иностранного языка.
        Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье.
        Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребёнку.